Одной из важнейших особенностей классического Возрождения стала грандиозная масштабность в отображении реального мира. Масштабность проявилась не только в грандиозном размахе замыслов, монументальном облике их созданий, но прежде всего во «внутреннем» масштабе - в содержательности и художественном обобщении образов. Ощущение всемогущества человеческой личности, где человек становится равным Богу и идея великого в человеке становится на первое место, - как нельзя лучше воплощено в классических формах итальянского Ренессанса. Живопись Сикстинской капеллы стала исходной точкой в новом направлении искусства, в ней выразился весь характер эпохи Возрождения. В эти линии и формы росписей капеллы Микеланджело вложил мощное содержание. Эти стихотворные строки, написанные самим Микеланджело, как нельзя лучше отражают строй его мыслей при создании сюжета «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы. Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных. Нагому, простертому на вершине горы, прекрасном созданию Бога-Творца не достает еще дыхания жизни. Но вот, несомый облаками, спускается с небесных высот Создатель. Лик Его прекрасен, самое движение легко и свободно. При одном Его приближении тело уже начинает оживать. Первый человек пробуждается, еще неясно сознавая свое существование, он невольно всем телом тянется к Богу. Светлый и сильный взор Творца встречает взгляд человека, ждущего и жаждущего, и от вытянутого пальца его правой руки пробегает к Адаму божественная искра. Микеланджело не показывает нам сотворение человека, он передает момент, в который тот получает душу, свое страстное искание божественного. Под левой рукой Бога, в сонме ангелов остается Ева, еще не созданная во плоти. Образ греховного Адама Средневековья уступил место иному, героическому началу, поистине титаническому характеру, словно рожденному для подвигов и познания, невинному и могучему одновременно. Впервые с такой ясностью звучит мысль о самодостаточности и всесилии человека.
В начало страницы
© 11-Б класс Лицея №15 г.Химки 2006 г.