Молодая женщина кормит ребенка грудью. У нее чистое гладкое лицо, чистый округлый лоб, прямой высокий нос, большие глаза, почти прикрытые веками, нежные губы чуть тронуты улыбкой, небольшой округлый подбородок. Все черты лица крупные, выразительные. Круглая сильная шея. Гладко причесанные чистые волосы. На голове непривычный убор, похожий на тюрбан – коричневый, под цвет волос. С него свисает украшением на грудь прозрачная лента.
Красная свободная кофта открытого огня сердечности и любви, коричневая юбка из того же материала, что головной убор – темного, приглушенного огня страстей и земное, природное. Голубой плащ духовности, небесности (накидка) с золотым отворотом, охватывающим обе части тела. Плащ спускается до самого пола. Золото света, солнца? Наверное, потому что на рамах окон тоже золото отблеска солнца.
Тело кажется несколько полноватым относительно тонко выписанной головы. Наверное, художник желает подчеркнуть его тяжесть, телесность, близость земному.
Малышу примерно 6 месяцев, сосет грудь, держась за нее рукой: крупная курчавая головка, высокий лобик, большие глаза косятся на нас. Пухлое тельце. Мать придерживает малыша ладонями снизу, за спинку и опирается на колено. Мать смотрит на ребенка, им живет. Но малыш, хотя и питается матерью, смотрит уже на нас, вбирает окружающее.
Мать и дитя сидят в лоджии: темная стена, два окна. Окна начинаются от плеч матери и идут до верха головы. Ширина окон примерно равна голове женщины.
За окнами пейзаж: голубое небо, ниже – легкие светлые облака, еще ниже – голубоватые горы с острыми вершинами. Вид в правом окне отличается только близкими небольшими коричневыми холмами
В чем же тут дело? Светлая голова женщины выглядит на фоне темной стены третьим окном. Небо за окном расположено на уровне головы до губ, от губ до плеч – горы. Тело от плеч вниз до колена справа находятся на фоне коричневой стены – это уровень земли за окнами. Ребенок полностью пребывает на уровне земного.
Земное и небесное в человеке и в природе? Малыш пока существо бездуховное, земное, животное. Нижний край окна знаменует его приобщение к духу. Полагаю, что это начало учебы. Далее идет приобретение знаний, навыков труда и сам труд – подъем в горы. И, наконец, обретение духа свободы мысли, творчества, деяний. Окна вверху полукругом сужаются – наступает старость, время, когда дух обретает наивысшую свободу чистого неба. И опять сплошная коричневая стена над окнами – жизнь кончается и тело возвращается в землю. Круговое движение, повторенное затем в Джоконде.
Мать начинается с земной части за окном. Значит, она несет в себе земное, природное, доразумное, животворящее начало? Нет, это выглядит натяжкой: она просто прошла период своего младенчества, в котором еще пребывает ее ребенок. Малыш – дитя природы и сам еще природный, неразумный. Но мадонна вмещает в себя и всю разумную человеческую жизнь, показанную и выражаемую окном. Это и будущая жизнь малыша.
Что значит коричневая связь (простенки) между низом и верхом? Это жизнь земли, растений, животных, природы, параллельных земной, духовной жизни человека и опять уходящего в землю.
В начало страницы
© 11-Б класс Лицея №15 г.Химки 2006 г.